Слепые (мёртвые) зоны автомобиля

Хороший обзор во время управления транспортным средством — важный фактор, влияющий на безопасность дорожного движения. Многие слышали понятие «слепая зона автомобиля». Разберём, что это такое, а также способы обнаружения мёртвых зон и приёмы, позволяющие максимально снизить опасность на дороге.

Слепые зоны автомобиля

Что такое мёртвая зона автомобиля

Слепые зоны легкового автомобиля (СЗ) — часть пространства около транспортного средства, невидимая с позиции водителя. Находящийся за рулём человек не может контролировать, что происходит в СЗ. Такая ситуация возникает из-за особенностей конструкции транспорта. Зеркала не позволяют полностью просматривать дорогу сзади и по бокам авто.

К примеру, мы видим машину через зеркало заднего вида, пока она едет позади. Начиная делать перестроение левее при обгоне, мы перестаём её видеть в заднем отражении, но при этом она ещё не появилась в боковом.

Слепые зоны автомобиля, схема которых представлена ниже, включают в себя:

  • район бокового пространства, находящийся за пределами отражения;
  • область позади машины, не захватываемая зеркалами;
  • переднее пространство, перекрываемое стойками.

Самая обширная слепая зона автомобиля находится с правой стороны, поскольку расположена максимально далеко от водителя. Опасное пространство существует и слева, сзади, спереди машины.

Чем опасны слепые зоны

Нахождение в мёртвой точке — одна из распространённых причин ДТП. Водитель соседней машины просто теряет другого из виду. Если по неосторожности тот решит сделать какой-то манёвр в этот момент, столкновения вряд ли удастся избежать.

Часто так происходит, когда машину обгоняют, а водитель сам начинает кого-то опережать либо перестраиваться. При этом полностью отказаться от перестроений невозможно, поэтому каждый автомобилист рискует.

Как обнаружить мёртвую зону

Мониторинг слепых зон помогает найти опасное пространство. Попросите помощника обойти вокруг машины, визуально фиксируя места, где он пропадает из видимости.

Второй вариант — контролировать положение соседних машин через отражение во время движения. Особенно удобно это делать, стоя в пробках. Так вы сможете установить границы опасных мест, чтобы понимать, какую часть пространства вокруг транспортного средства вы не видите.

Как контролировать слепые зоны транспорта и настроить зеркала

Для контроля мёртвых зон автомобиля есть разные способы:

  • Поворот головы. Самое банальное — смотреть по сторонам во время движения. Наблюдая, как машина пропадает из поля зрения, вы будете понимать, что перестраиваться сейчас нельзя.
  • Дополнительные зеркала. Автомагазины продают вспомогательные аксессуары, крепящиеся на основное зеркало, помогая расширить угол обзора.
  • Помощник при перестроении (датчик СЗ). Современные авто оснащаются специальным индикатором, загорающимся, когда в СЗ появляется помеха. Он реагирует на движение, сигнализируя о потенциальной опасности.

Невидимую область можно максимально сузить, проведя настройку зеркал по правилам. Боковые нужно настраивать так, чтобы были видны задние края правого и левого бампера. При этом задние стойки должны находиться по бокам изображения.

Большинство инструкторов советуют избегать использования линзовых моделей — они сильно искажают восприятие. Помеха может находиться значительно ближе, чем кажется. Это негативно сказывается на способности адекватно оценивать дорожную обстановку.