Как научиться водить машину механика

Как водить машину на механике – важный вопрос для всех новичков. И хотя сейчас машины с автоматической коробкой передач набирают большую популярность, многие начинающие водители предпочитают учиться именно на моделях с механикой. Есть и те, кто принципиально выбирает такой вид трансмиссии. Но, чтобы справиться с ней, необходимо запомнить несколько простых правил и приёмов.

Фотография Машина механика

Особенности механической коробки передач

Механическая коробка переключения передач (МКПП)  относиться к разновидности трансмиссии, где переключение скоростей и изменение передаточного числа возможно только вручную. Водитель самостоятельно принимает решения, в какой момент включать нужную скорость с помощью рычага, отвечающего за переключение передач.

Изучить коробку передач

Если говорить проще, автомобилист во время езды постоянно регулирует скорость и выбирает направление. Делается это за счёт выбора нужной ступеней передач, с последующим плавным переключением. Это действие обусловлено оценкой текущей ситуации на дороге. Механика имеет 4-7 режимов скорости. Коробка оснащена задней и нейтральной ступенью. У многих автомобилей 5-6 ступенчатые коробки передач. Особенность транспорта с МКПП – это наличие третьей педали. Она отвечает за сцепление. Менять ступени допустимо только при её нажатии. Преимущества механики:
  • лёгкое обслуживание;
  • относительно недорогой ремонт;
  • большой диапазон вариантов скоростных режимов;
  • допустимо буксировать транспорт на любое расстояние;
  • машину можно запустить с «толчка»;
  • хорошая проходимость в сложных условиях;
  • высокий показатель динамики и коэффициента полезного действия (КПД).
Однако новичок столкнётся с определёнными сложностями во время смены передач. Если переключение осуществляется неграмотно, то есть риск поломки механизма. К тому же, у водителей отмечается повышенная утомляемость, если поездка занимает длительное время, добавляются пробки. Двигатель испытывает большие нагрузки, когда машина едет на слишком маленьких/больших оборотах. А это значит, что сокращается его эксплуатационный срок, как итог – капитальный ремонт.

Какие педали есть в машине с механикой

Все автомобили, которые оснащены механической коробкой передач, имеют три педали:
  • газ;
  • тормоз;
  • сцепление.
Во всех моделях они расположены одинаково. Такие педали, как газ и тормоз, нужно нажимать правой ногой. Левая нога должна находиться на педали сцепления.

Педали на механике:

Педаль газа самая крайняя с правой стороны. Чем сильнее автомобилист будет надавливать на неё, тем больше будет открываться дроссельная заслонка. При этом увеличится количество оборотов, подача топливной смеси в двигатель. Следовательно, машина поедет быстрее. Когда ослабевает сила нажатия, дроссельная заслонка слегка закрывается, поступление топлива уменьшается, обороты падают, а транспорт начинает ехать медленно. Педаль, отвечающая за тормоз, размещена посередине. Когда водитель надавливает на неё, происходит торможение автомобиля. Этому способствуют тормозные колонки, которые прижимаются к колёсным дискам. Чем выше интенсивность нажатия на неё, тем плотнее прижимаются колодки к дискам, и автомобиль останавливается. Педаль сцепления находится с левой стороны. При её нажатии, крутящий момент передаётся от двигателя к колёсам. Её всегда нужно удерживать, когда есть необходимость в смене ступеней.  Она обеспечит разрыв связи между мотором и колёсами.

Расположение ног на педалях

Правая нога ответственная за педали газа и тормоза. Выбор зависит от ситуации на дороге. За сцепление – левая нога. Его нужно выжимать в пол, а отпускать плавно. Нажатая педаль сцепления часто приравнивается к нейтральной ступне. Чтобы разобраться, как правильно водить механику, нужно запомнить, куда и какую ногу следует ставить.

Передачи в механической коробке

Использование каждой ступени связано с определёнными условиями, которые возникают во время движения. И хотя машины могут отличаться по мощности, иметь разные динамические характеристики, все они работают по общему принципу выбора ступеней. При переходе на любую ступень, важно поддерживать обороты мотора в пределах 2500-3000 об/мин. Этот показатель характерен для спокойной и равномерной езды. При разгоне или динамических нагрузках, они должны составлять 3500-4500 об/мин. Передачи для спокойного движения на трассе можно охарактеризовать следующим образом:
  • Задняя. Используется для осуществления некоторых манёвров, предусматривающих езду задом: парковка, выезд со стоянки, объезд препятствий, другое. Передвигаться можно только на не выжатом до конца сцеплении для безопасной езды.
  • Нейтральная. Рукоятка располагается в свободном положении посередине. Чтобы её проверить, нужно раскачать её вправо/влево.
  • Первая. Включается, чтобы начать движение. Максимальная скорость передвижения – 50-70 км/час. Рекомендовано переходить на следующую передачу, когда автомобиль начнёт ехать со скоростью 15-25 км/час.
  • Вторая. Скоростной диапазон – 20-50 км/час. Переходят на неё при достижении 40-50 км/час.
  • Третья. Подходящий режим – 40-70 км/час. Переход осуществляется при 60-80 км/час.
  • Четвёртая. Скоростной интервал – 60-90 км/час. Для перехода на пятую ступень – 90-100 км/час. Может применяться на трассах, где нет каких-либо преград.
  • Пятая. Подходит для равномерного вождения по шоссе, на магистралях, при условии соблюдения стабильной скорости в 90 км/час.
Мощность двигателя напрямую влияет на скорость, при которой происходит переход между ступенями: чем она больше, тем выше скоростной режим.

Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП

Самые распространённые вариант расположения скоростей на рычаге механической коробки передач:
  1. Задняя ступень размещена параллельно относительно первой. Если на ней не установлена специальная защита в виде кнопки на рукоятке, новичок может перепутать их. Это приведёт к тому, что движение начнётся не в ту сторону.
  2. Задняя ступень находится напротив пятой. Это защитит от старта не в том направлении.
Вождение транспортных средств с МКПП связано с большим количеством нюансов, которые необходимо всегда учитывать. После их полного освоения, начинающий водитель поймёт, как водить механику в любых условиях.

Как заводить машину на механике

Чтобы завести авто, следует проверить положение рукоятки. Важно, чтобы она находилась в нейтральном положении. Если транспорт стоит на какой-то скорости, то прежде, чем запустить мотор, нужно переключить его на нейтральную ступень. При запуске машины, у которой включена передача, появятся резкие рывки. Это может спровоцировать аварию на дороге.

Как завести машину на нейтральной передаче

Инструкция, помогающая завести автомобиль с механической коробкой, достаточно простая. Главное, делать всё последовательно:
  1. Переключить/включить нейтральную передачу.
  2. Левую ногу поставить на сцепление, выжать его до конца и удерживать.
  3. Повернуть ключ до момента, пока не включится стартер.
  4. Оставить ключ.
  5. Плавно и постепенно отпустить педаль.
Модели, которые оснащены исправными моторами и новыми аккумуляторами, заводятся очень быстро.

Как трогаться на механике

Для ученика, который пытается разобраться, как научиться водить машину на механике, самое сложное – это тронутся с места. Однако не стоит сильно зацикливаться на этом или переживать. Это намного проще, чем кажется. После получения определённых навыков, процедура станет обыденной.

Переключение на первую скорость

Чтобы начать двигаться по ровной поверхности, следует выполнить такие действия:
  1. Мягко выжать в пол педаль сцепления.
  2. Выбрать первую скорость и включить её.
  3. Левой ногой постепенно ослабить силу натиска на педаль. Одновременно с этим слегка нажать правой ногой на газ. Авто начнёт плавно и медленно двигаться.
  4. Ровно отпустить сцепление, нажимая с малой силой на газ.
Вот и всё! Машина трогается с места, и продолжает путь на первой передаче.

Как переключать передачи на механике

Для получения любого навыка необходима постоянная практика. Уже после нескольких первых уроков управлять транспортом с МКПП станет намного легче. Главное правило, которое нужно запомнить при переключении передач, – выжимать сцепление. Левая нога, находящаяся на педали, и правая рука, которая двигает рычаг, должны действовать одновременно и вместе. Как только рука коснётся рукоятки, отвечающей за переключение, нога сразу же перемещается на сцепление. Ещё одно правило: за сцепление отвечает только левая нога. Нажимать его нужно достаточно мягко до упора или в зависимости от марки авто. Передача переключается только после этого. Как только нужная передача включится, нога медленно отпускает педаль и возвращается на площадку для отдыха. Не нужно держать её постоянно на сцеплении. Вначале обучения всегда сложно привыкнуть к расположению скоростей, поэтому рекомендовано сначала смотреть на них, а уже потом переключать. Не стоит делать это интуитивно. Таким образом, удастся запомнить их положение, чтобы во время движения осуществлять все в автоматическом режиме. Тренироваться можно даже на стоянке с выключенным мотором. Рекомендовано хорошенько отработать этот навык, ведь смотреть на рычаг будет получаться не всегда. В дальнейшем, вождение на высоких скоростях с таким подглядыванием, особенно в городской черте, может привести к аварии.

Как определить, что пора переключать передачу

Для этого нужно обратить внимание на следующие факторы:
  • Значение скорости на спидометре. Для каждой передачи предусмотрен свой скоростной диапазон. Его рекомендовано придерживаться. Если он высокий, то нужно переходить на повышенную передачу. Если низкий – на пониженную.
  • Количество оборотов. Они указаны на тахометре. Во время спокойной езды мотор работает в пределах 2000-2500 об/мин. Как только они повышаются, двигатель начинает реветь. В таком случае, необходимо выбирать более высокую передачу. Когда обороты падают, работа транспорта становится нестабильной. Он запросто может заглохнуть.
  • Звук двигателя. Это самый надёжный способ, указывающий на необходимость смены передачи. Подходит для новичков.
Каждый автовладелец обращает внимание на собственные факторы, так как начинают «чувствовать» машину. Начинающему водителю можно ориентироваться на скорость. Это самый простой способ, позволяющий своевременно принять правильное решение.

Как тормозить на механической коробке передач

Процесс торможения таких машин обладает своими особенностями:
  1. отпустить педаль газа;
  2. нажать на тормоз;
  3. выжать сцепление;
  4. если скорость невысокая, рычаг следует переместить в нейтральное положение, продолжая остановку нажатием на тормоз.
Когда возникает необходимость в экстренной остановке, то нажимают только педаль тормоза.

Как тормозить двигателем

Суть остановки транспорта с помощью двигателя заключается в том, чтобы понизить ступени для достижения оборотов, которые характерны для холостого хода. Изменять в меньшую сторону ступени допустимо с любой высокой на любую низкую, за исключением первой, задней. Для этого снижается скоростной режим до нужного значения, и осуществляется переключение.

Как тормозить ручником

Ручной тормоз нужен для того, чтобы удерживать автомобиль в положении стоя. При торможении ручником на высоких скоростях, как правило, блокируются задние колёса. В большинстве случаев, это приводит к заносам или полной потере контроля над управлением. Есть много печальных примеров с летальным исходом, когда водители использовали именно такой способ остановки транспорта. Тормозить ручником можно только в том случае, если педаль тормоза или другие механизмы вышли из строя.

Как ездить задним ходом

Все автомобили имеют только одну заднюю передачу. Они легко и быстро разгоняются при переходе на неё. По этой причине следует внимательно следить за машиной, когда она двигается задом. Задняя передача на разных моделях машин не всегда включается одинаково. Прежде, чем начать движение, обязательно смотрят на то, как она активируется с помощью рычага. Обычно, чтобы перейти на заднюю езду, нажимают колечко или кнопку, которая находится на рычаге коробки передач. Перед тем, как поехать задом, автомобиль останавливают. Иначе коробка может сломаться. С помощью простой инструкции можно понять, как водить машину на механике пошагово при включении заднего хода:
  1. Заведённую машину перевести на нейтральную скорость. Поставить её на ручник, чтобы она не укатилась. Иногда, вместо ручника нажимают на тормоз.
  2. Выжать сцепление.
  3. Включить заднюю передачу.
  4. Опустить ручник/тормоз.
  5. Плавно убрать ногу со сцепления.
Как только водитель убирает ногу с педали сцепления, авто начинает плавно катиться назад. Даже если он не нажмёт на газ, оно все равно будет продолжать движение. Когда необходимо ехать быстрее или же в гору, то можно дополнительно нажать на газ.

Использование ручника на подъёме

Очень часто приходится делать остановку на подъёме, например, на светофоре, в пробке. Поэтому, чтобы машина не покатилась назад, используют ручной тормоз. Порядок действий:
  1. Выжать сцепление.
  2. Перейти на первую передачу.
  3. Нажать на газ, довести двигатель до 1500-2000 об/час.
  4. Опустить ручник.
  5. Отпустить сцепление.

Как парковаться на механической КПП

Припарковать автомобиль с механической коробкой не намного сложнее, чем с автоматом. Здесь важно удостовериться, что транспорт не начнёт откатываться назад. Для этого следует выполнить:
  1. Выбрать парковочное место и подъехать к нему.
  2. Сцепление выжимают, нажимают на тормоз.
  3. Рычаг переводят в нейтральное положение.
  4. Постепенно отпускают сцепление.
  5. Мотор глушится.
  6. Снова нажимают на сцепление, переключают рычаг на первую передачу, отпускают педаль.
  7. Ручной тормоз подымается вверх.
  8. Нога убирается с тормоза.
Инструкторы не советуют в зимнее время ставить машину на ручной тормоз. Лучше оставить её на первой передаче. Есть риск, что механизм ручника примёрзнет, блокируя задние колёса.

Что нельзя делать на механике

Многие новички делают типичные ошибки, которые приводят к негативным последствиям:
  • Не до конца жмут на сцепление.
  • Долго держат педаль сцепления, даже при включённой скорости.
  • Держат левую ногу на педали сцепления, не нажимая её.
  • По привычке кладут правую руку на рычаг.
  • Переходят на заднюю передачу при движении вперёд.
  • Водят на высокой передаче, когда обороты удерживаются на низком уровне.
  • Меняют передачи, не нажимая на сцепление.
  • Резко бросают педаль сцепления.
Все эти действия могут привести к серьёзной поломке тех или иных механизмов, и стать причиной аварий. Если соблюдать правила и осторожность, то управление автомобилем с МКПП не вызовет сложностей. Каждая женщина научится водить машину на механике с нуля, если будет постоянно практиковаться. Это относится и к представителям мужского пола.  

Случайные публикации в блоге

Дорожная разметка в ПДД 2021 с описанием
Перечень заболеваний, с которыми запрещено водить машину
Виды мотоциклов: классификация по типам