Чёрный дым — почему дымит из выхлопной трубы моего автомобиля

Выпуск отработанных газов — обязательная часть цикла сгорания топлива для ДВС. По цвету выхлопа можно делать выводы о состоянии внутренних систем. Если дымит из выхлопной трубы чёрным после достижения мотором рабочей температуры — это повод насторожиться. Копоть может говорить о внутренних неполадках.

Как выглядит чёрный выхлоп и что это такое

Из выхлопной трубы выделяется густой дым. В чёрный цвет его окрашивают частички несгоревшего топлива. Для детонации горючему не хватает кислорода. Это может быть связано с тем, что в камере сгорания избыток топлива или недостаток воздуха.

Чёрный дым из выхлопной трубы моего автомобиля

Под воздействием температуры горючее только обугливается и превращается в мелкие хлопья сажи. Она выпускается грязным и тяжёлым облаком с резким запахом. Такой выхлоп намного вреднее обычного — он достаточно токсичный.

Дым сопровождается неустойчивой работой двигателя — мотор плохо заводится. Наблюдается потеря мощности, большой расход топлива, ухудшаются динамические качества автомобиля.

Причины появления чёрного дыма из выхлопной трубы на дизеле

Дизельные моторы более мощные и экономные. Такие двигатели обычно устанавливаются на грузовые автомобили, автобусы. Если же у транспортного средства дымит из выхлопной трубы, значит, возникла одна из проблем:

  • низкая компрессия в цилиндрах;
  • подтекание запальной свечи;
  • поломка сажевого фильтра;
  • утечка форсунок;
  • засорение выхлопной системы;
  • неисправность насоса высокого давления;
  • нарушение угла опережения впрыска;
  • сбой в установке фаз газораспределения;
  • износ двигателя или цилиндро-поршневой группы.

Однако, дым — это не всегда признак внутренних поломок. Он может появиться при установке неправильного топливного насоса высокого давления или неподходящих форсунок. Чёрный выхлоп наблюдается также при нажатии на газ, что связано с перегрузкой мотора при разгоне.

Иногда отработанные газы чернеют из-за качества топлива — это происходит при использовании ДТ с низким цетановым числом. Также чёрный дым на дизеле может выделяться из-за попадания охлаждающей жидкости или масла в камеру сгорания.

Чёрный выхлоп у бензинового двигателя

Современные автомобили оснащаются двумя типами бензиновых двигателей — карбюраторными и инжекторными. Они отличаются способом образования горючей смеси.

Чёрный дым в авто с карбюраторными моторами возникает обычно из-за перелива топлива в поплавковой камере. Часто проблема вызвана дефектом игольчатого клапана. Деталь отвечает за качество смеси на выходе. «Игла» может залипать или, наоборот, пропускать излишки горючего. Такое случается из-за сильного загрязнения воздушных жиклёров — речь идёт про небольшие «форсунки» с точным размером.

Основные причины образования чёрного дыма в автомобиле с инжекторным двигателем:

  • Неисправность датчиков — кислорода, расхода воздуха. Бортовой компьютер с их помощью следит за различными циклами работы.
  • Испорченный датчик не даст запустить машину или будет подавать слишком много бензина.
  • Засорение инжектора. Форсунка уже неспособна нормально подавать горючее. Начинается накопление давления, за ним следует «сильный» впрыск, нередко с излишками бензина. Работа мотора становится нестабильной, высокие обороты чередуются с низкими, двигатель начинает коптить.
  • Неисправная работа топливного насоса. Из-за этого происходит увеличение давления и перелив в камерах впрыска. Негерметичность форсунок. Это может спровоцировать гидроудар.

Не всегда копоть является следствием проблем с внутренними узлами. Выхлоп чёрного цвета часто возникает при минусовой температуре — это нормальное явление. Компьютер даёт системе команду подавать обогащённую смесь для упрощения запуска в мороз.

В любом случае, если вы начали замечать, что цвет выхлопа резко изменился на чёрный, сизый, бурый или белый, стоит записаться на СТО и провести диагностику авто. Обычно проблема решается заменой форсунок, фильтров или чисткой инжектора. Но в некоторых случаях тёмный дым свидетельствует о поломках, которые потребуют капитального ремонта ДВС.