Безопасное вождение автомобиля

Безопасное вождение автомобиля

Ежегодно количество автомобилей, колесящих по дорогам нашей страны, увеличивается. Если обратиться к статистике, то за последние десять лет число машин в Российской Федерации возросло с 28 до 42 миллионов единиц.

Хорошо это или плохо – решать вам, но факт остается фактом – аварийность вместе с ростом количества автовладельцев заметно увеличилась. Причин такому явлению множество. Чтобы они не возникали, мы подготовили правила безопасной езды. Изучив их, каждый опытный и начинающий автомобилист сможет защитить себя и своих родных от неприятностей на автодорогах.

Подготовка к выезду

Одна из основ безопасного вождения – проверка исправности автомобиля и подготовка к предстоящей поездке. Например, при размещении багажа в салоне важно подумать, что может произойти с ним во время аварии или в случае опрокидывания автомобиля.

Столкновение или экстренное торможение приводит к перемещению вперед пассажиров, которые находятся на заднем сиденье. Это часто становится причиной травмирования пассажиров, сидящих спереди. А теперь рассмотрим простой пример с аптечкой. Если она свободно лежит у заднего стекла, то при ДТП становится снарядом, способным рассечь голову шоферу или пассажиру.

Также безопасность в легковом автомобиле связана с комплектностью. К примеру, что-то может выйти из строя на полпути. В летнее время автовладельцу обязательно понадобится питьевая вода, а в зимнее время – теплая одежда.

Например, при езде по бездорожью и проселочным дорогам автомобиль может застрять в луже. На такой случай необходимо предусмотрительно захватить в поездку резиновые сапоги. Наличие какой-либо проблемы не должно испортить путешествие. Если своевременно не устранить даже мелкую неисправность, водитель будет уделять все внимание ей, а не ситуации на дороге.

Еще одна рекомендация — даже если совершается поездка на короткие дистанции, лучше брать попутчика. Требования к нему – неразговорчивость, предусмотрительность, хорошая физическая подготовка. Все это поможет обеспечить личную безопасность на дорогах.

Общие основы дорожной безопасности

Хорошим водителем считается тот, кто регулярно водит автомобиль. Это позволяет поддерживать навыки. Кроме навыков необходимо еще быть готовым к быстрому реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на дороге. Чтобы молниеносно определять опасность, рекомендуется представлять происшествия, изучать их (например, с помощью известного видеосервиса и интернет-ресурсов), планировать возможные действия.

Уроки безопасного вождения можно проходить даже дома. Для этих целей существуют специальные программы. При этом важно понимать, что даже автомобильный ас может оказаться в категории «уязвимых». Особенно это касается тех водителей, которые не соблюдают скоростной режим и ведут активные беседы с пассажирами, часто отвлекаясь.

Кроме того, для безопасности при езде следует придерживаться правил трех «Д» — «Дай Дорогу Дураку». Пешеходы тоже могут обратить на него внимание. Стоит отметить, что с принципами защитного вождения должен быть знаком не только водитель, но и тот, кто может оказаться в роли пассажира. Конечно, раздражать водителя, давая советы, не стоит – важно адекватно оценивать вождение.

Одним автомобилистам достаточно контролировать обстановку с помощью зеркал, чтобы чувствовать себя спокойно и вовремя включать указатели поворота. Другие же могут фанатично следовать предписанным ПДД, но даже при строгом соблюдении правил дорожного движения нет гарантии, что в поездке ничего не произойдет. Однако есть советы по безопасному вождению автомобиля для начинающих и опытных водителей, которые будут полезны.

В числе основных:

Внимательность

Все дорожно-транспортные происшествия происходят из-за невнимательности водителей. Каждый участник дорожного движения во время езды должен соблюдать бдительность. Нельзя расслабляться ни на минуту. Только полный контроль позволит вовремя распознать угрозу и своевременно предпринять меры, которые предотвратят столкновение, а значит сохранят жизни.

Скоростной режим

Машиной, которая двигается на большой скорости, управлять сложнее, так как:

  1. Существенно снижается величина периода, в течение которого можно успеть совершить экстренный маневр.
  2. Существенно возрастает величина кинетической энергии, высвобождаемой при аварии, что приводит к более разрушительным последствиям.

Как показывает практика, если два раза проехать один и тот же участок дороги длиной в 80 км на скорости 105 и 130 км/ч, разница во времени составит всего 9 минут. Но с сокращением времени увеличивается риск попадания в ДТП.

Ремни безопасности

Самый значимый элемент, который когда-либо было изобретен для автомобилей – ремни безопасности. Эта, казалось бы, незначительная деталь, способна поглощать всю силу удара и препятствовать вылету из салона водителя, а также пассажиров. В каждом современном автомобиле есть зоны запрограммированного смятия. Ремень безопасности – часть таких систем. Благодаря ему водителя удается удерживать в безопасной зоне в моменты смятия кузова от удара.

Руление и положение рук

Одно из правил безопасного вождения автомобиля – правильное положение рук на руле. Одну следует держать справа, другую – слева. Нельзя располагать руки внизу или вверху. Большими пальцами при этом необходимо обхватывать рулевое колесо. В моменты переключения передач правой рукой, следует держать руль левой, поместив ее в верхний сектор. Это позволит совершить экстренный маневр при необходимости.

На крутом повороте техника кручения руля подразумевает перекрестную смену рук. При совершении поворотов на высокой скорости радиус поворота лучше максимально увеличить для предотвращения ухода в занос. Для увеличения радиуса следует начинать и заканчивать поворот как можно ближе к противоположной повороту полосе. В середине поворота необходимо держаться ближе к дороге, на которую планируется повернуть.

Контроль дистанции

Безопасность движения транспортных средств во многом зависит от дистанции. Расстояние до впереди идущего участника дорожного движения измеряется не метрами, а секундами. Для соблюдения данного правила необходимо смотреть на впереди идущую автомашину. Когда ТС сравняется с любым неподвижным объектом, можно произвести отсчет секунд. Если при проезде до выбранного объекта водитель смог досчитать до четырех, значит все в порядке, и он на безопасной дистанции. Не стоит забывать о нахождении в «мертвых зонах». По возможности в них лучше оказываться как можно реже.

Обгон

Обгон транспортных средств всегда связан с некоторыми опасностями. Особенно, если он производится на узкой дороге, закругленной автотрассе, при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время. Во время выполнения этого маневра может выясниться, что за впереди идущим авто находится еще одно транспортное средство. При этом дистанция между ними небольшая, чтобы завершить маневр.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, не стоит принимать решение об обгоне, если кто-то движется сзади слишком близко. Техника безопасности на дороге при обгоне предполагает постоянное наличие места для отступления. Водителю надо быть готовым ко всему, особенно к отклонению обгоняемого транспортного средства влево из-за объезда препятствия.

Торможение

Неважно, что происходит на дороге. Важно, чтобы водитель всегда при этом использовал торможение. Снижение скорости максимально снижает ущерб, который может быть причинен по причине ДТП. Конечно, не стоит что есть сил нажимать на педаль, тем самым допуская блокировку колес. Заблокированные колеса в большинстве случаев провоцируют занос ТС. В случае блокировки колес необходимо сразу же отпустить педаль тормоза, а затем снова нажать. Вот один из способов резкого замедления ТС с помощью тормоза: сильно нажать на педаль несколько раз. Плавное торможение производится путем постепенного вдавливания педали тормоза и отпускания по мере замедления авто. Важно помнить, что резкое торможение лучше не выполнять, дополнительно нажимая на сцепление. В этом случае вращающий колеса двигатель не допустит их блокировку. Экстренное торможение приводит к тому, что водителя прижимает к рулю. Не стоит в это время пытаться избежать эффекта путем надавливания ногой на педаль тормоза. Проще пристегиваться заранее и потуже. Не стоит прибегать к сильному торможению на поворотах, так как это также может привести к заносу. Перед поворотом лучше заранее сбросить скорость.

Физиология и психология безопасного вождения

Скверное настроение или возбуждение – не лучшее психологическое состояние, при котором можно водить автомобиль. Статистика показывает, что около половины погибших автовладельцев перед ДТП испытывали психологические проблемы.

Кроме того, садясь за руль, важно помнить, что первые два часа считаются периодом «врабатывания», а значит самыми опасными. Рекомендуется после каждого часа пребывания за рулем делать 5-минутную остановку для отдыха. Если водитель выпил алкоголесодержащий напиток, снижение скорости реакции у него будет наблюдаться в течение не менее 72 часов.

Техническое состояние ТС

Безаварийное вождение автомобиля возможно только в том случае, если он находится в отличном техническом состоянии. Эта простая истина известна всем автовладельцам, но не каждый придерживается ее. Многие отправляются на СТО только после случившейся поломки. Стоит помнить, что своевременно проведенные диагностические операции и процедуры по обслуживанию обойдутся дешевле ремонта. Также это существенно увеличивает уровень безопасности на дороге.

Движение в особых условиях

Движение в особых условиях

На дороге не все идеальные условия для вождения. Важно уметь управлять транспортным средством в сложных дорожных условиях, подстраиваясь под них, и принимая необходимые меры для обеспечения безопасности.

Езда в ночное время

Движение ночью по дорогам, в особенности, если они не асфальтированы или даже проходящие по пересеченной местности, связано с некоторыми сложностями. Езда проходит при плохой видимости, напряженном зрении, нередко усталости и сонливости.

В моменты переключения на ближний свет необходимо запоминать видимые пределы дороги. Не стоит смотреть на фары встречного авто. Свет от них всегда должен оставаться на периферии зрения. Если встречное ТС ослепило, нужно медленно снизить скорость, а затем остановиться у края проезжей части. Не стоит забывать об ослеплении сзади идущим авто. Свет его фар отражается в зеркалах заднего вида.

Важно понимать, что идущий навстречу свет от одной фары – это еще не гарантия, что участником движения является мотоциклист. На автомобилях одна из фар может быть неисправной, поэтому при езде в ночное время лучше всегда держаться как можно правее. Не рекомендуется выключать свет в утренние часы, когда еще сумерки. Именно это время считается опасным, так как водители, управляющие машиной с ночи, уже устали, а севшие за руль утром – не до конца проснулись.

Основные правила вождения зимой

Езда в зимнее время требует периодической проверки тормозов. Делается это путем нескольких нажатий на педаль. Это также позволит посушить тормозные колодки, если они намокли. Не стоит применять ручник, когда авто ставится на автостоянку. Задние колодки могут попросту примерзнуть. Лучше выбирать ровное место и включать передачу. На коробке автомат выбирать положение «P».

Предлагаем пройти курс занятий по подготовке на права категории в автомат.

Зимой в бензобаке всегда должно быть топливо. Стенки полупустого бака покрываются льдом, который при движении откалывается. Иногда это приводит к закупориванию отверстия забора горючего. С собой всегд следует возить аварийный запас одежды, пищу, сухой спирт, а также снаряжение для пешего похода. Даже густонаселенная местность – не гарантия безопасности во время снежных ураганов, а также сильных метелей. Сон в машине при работающем двигателе крайне нежелателен, так как печка способна натягивать выхлопные пары в салон.

Безопасное вождение в горах

Основы безопасного вождения в горах

На высоте 2000 метров воздух разряжен. Для езды на таких высотах требуется регулировка зажигания в сторону более ранней подачи искры. На спуске не следует постоянно притормаживать. Из-за этого тормоза перегреваются, а тормозная жидкость закипает. Лучше всего тормозить двигателем. Это подразумевает торможение, не выжимая педаль сцепления.

При дожде или таянии снега возможны сходы грунта, снежных масс. Нельзя задерживаться вблизи рек, оврагов, в местах со следами перемещения горной породы. Смена погоды в горах происходит быстро. Особую опасность для водителя представляют туманы. Даже если планируется короткая поездка, к ней нужно готовиться с аварийным запасом всех необходимых вещей и продуктов.

Oбъeзд внeзaпнoгo пpeпятcтвия

На дорогах возникают разные ситуации, например, выпадение из кузова грузового автомобиля груза. Если на улице ветренно, на дорогу может свалиться дерево. Пешеходы нередко пересекают проезжую часть, не оценив обстановку. Первая реакция любого водителя на возникшее внезапно препятствие – торможение. Однако оно бывает бесполезным, если недостаточно времени и дистанции для остановки. Кроме того, машину может повести.

Для объезда препятствия при защитном стиле вождения достаточно расстояния, которое в два раза меньше тормозного пути. Совершать такие маневры необходимо одновременно с притормаживанием.

Езда пo cкoльзкoй дopoгe

Скользкая дорога не всегда покрыта льдом. Аналогичные условия может создать опавшая мокрая листва, внезапно начавшийся дождь. На скользкой трассе сцепление колес с покрытием снижается.

B туман, если температура опускается до 0 градусов и ниже, может образоваться корка льда. Опасность скользкой дороги заключается в удлинении тормозного пути, а также боковом скольжении. Чтобы этого избежать, следует выбирать безопасную скорость, а также позаботиться об установке хороших покрышек. При необходимости надевать цепи поверх протекторов.

Езда по выступам и ямам

Не стоит разгоняться перед препятствиями. Это может привести к повреждению рессоров, пружин, амортизаторов и даже кузова. Лучше притормозить заранее, а уже перед самим препятствием надавить немного на газ.

Водные пpeгpaды

Под небольшой лужей может скрываться глубокая ума или кусок торчащей арматуры. Безопасная езда по мелкой воде возможна, когда уровень воды не превышает середины колеса. Нельзя въезжать в воду, разогнавшись, так как разгоряченные диски резко охладятся и их поведет, а двигатель зальет вода и он получит гидроудар. Останавливаться в воде также не стоит, так как глушитель может наполниться водой.

Движение по льду

Когда толщина льда доходит до 15 см, этого достаточно для проезда по нему на автомашине массой до 2 тонн. На каждую дополнительную тонну веса требуется не менее 5 см льда. Безопасный проезд по ледяной глади возможен с открытой дверцей без пассажиров в салоне. Если лед начнет трещать или проступит вода, не стоит сразу оставлять машину. Необходимо просто повысить скорость.

Движение через железнодорожный переезд

Перед проездом ЖД-переезда необходимо включить первую передачу и не менять ее до момента выезда с него. Бывает глохнет двигатель прямо на рельсах. Когда автомобиль некому толкать, можно попробовать выехать на стартере. Для этого следует включить первую передачу и попытками заводки двигать авто.

Дополнительные рекомендации:

  1. Концентрация во время движения на одном объекте приводит к упущению чего-то существенного в другом месте. Этого следует избегать при движении.
  2. Нельзя думать ни о чем постороннем, решать за рулем проблемы. Также не стоит брать с собой попутчиков, находящихся в состоянии алкогольного или иного опьянения.
  3. Не рекомендуется включать громко музыку.
  4. Следует постоянно наблюдать за дорогой, включая прилегающие территории.
  5. Нужно периодически поглядывать во все зеркала заднего вида.
  6. Следует заглядывать как минимум на 12 секунд хода вперед. 60 км/ч скорости – это 3,6 секунды на торможение. Столько же времени требуется встречному водителю.

Вас может заинтересовать возможность сдать на права категории А1 или пройти обучение в нашей VIP автошколе по специальному тарифу.

Случайные публикации в блоге

Техосмотр в Москве: какие внесены изменения в 2021
Как получить водительские права иностранцу в 2022
Какие права нужны на мотоцикл